vlad_yulia (vlad_yulia) wrote,
vlad_yulia
vlad_yulia

Category:

Огонь неугасимый.

Что роднит неугасимое пламя в Иерусалимском Храме и Благодатный огонь в Храме Гроба Иисуса?


Скиния. Фото с сайта https://bit.ly/2YvPSF9

Сразу скажу – я сделал открытие. Я разгадал, как на жертвеннике Иерусалимского Храма горел НЕУГАСИМЫЙ ОГОНЬ, почему он никогда не гас.
Огонь этот был чрезвычайно важен. В его поддержании участвовал весь народ Израиля. Каждое колено Израиля поставляло в Храм высушенные и чистые кедровые дрова в течение месяца. Во дворе Второго Храма в числе прочих служб был дровяной склад – «Лишкат крашим». В Храме этими дровами занималась специально подготовленная команда левитов. В их обязанности входило хранение и доставка дров к жертвеннику, поддержание чистоты жертвенника, очистка его от золы и проч. Но прежде всего – поддержание НЕУГАСИМОГО ОГНЯ.

На схеме Храмового двора (Википедия) дровяной склад находится в северо-восточном его углу. А перед Храмом на самом центральном месте – жертвенник всесожжения, на котором и горел НЕУГАСИМЫЙ ОГОНЬ.

2храм википед
Двор Второго Храма. Википедия.

Но вот как поддерживали этот огонь? Ведь это только кажется – поставь кострового, он и будет подбрасывать дрова. А вы попробуйте поддержать огонь во время затяжного зимнего ливня, снегопада или урагана! В январе 2013 года, к примеру, по стране прошли такие дожди, что за четыре дня кое-где выпала треть годовой! нормы осадков. А неугасимый огонь – штука серьезная. Он должен гореть при любых обстоятельствах. Но дело в том, что мне довелось во дни моей байдарочной молодости сложить такой вот негаснущий костер.

В одном из походов мы разбили лагерь в изумительном месте. Невероятно чистый, прозрачный лес, сосны в два обхвата. Но, видно, этот песчаный берег нравился многим туристам. Все дрова в округе были сожжены, а нижние ветки огромных сосен начинались на высоте третьего этажа. Однако рядом с кострищем лежал ствол огромной березы длиной метров шесть и диаметром более метра – больше длины двуручной пилы. Поэтому-то его и не сожгли – не смогли расчленить, так, топором потюкали.


Чистый лес. Фото Алёны Голомидовой.

А я как раз перед тем походом сделал себе легкий топорик с узким острым жалом и длиннющей рукояткой. И вот этим своим томагавком я за пару часов перерубил березовый ствол. Получив две половины ствола, мы подкатили их одну к другой и зажгли огонь между ними снизу. И костер тот горел четверо суток, и для поддержания его не требовалось особых усилий. Собственно, горели две боковины этих бревен – одна напротив другой.

4два бревна
Нодья. Два бревна. Фото с сайта “Школа выживания”

Чтобы получить жаркое пламя, нужно было бревна раздвинуть, вбив между ними клин. На ночь мы клин вынимали, и горение превращалось в тление двух соприкасающихся боковин. Этот костер выдержал проливной дождь - вода просто не попадает в зону горения, а те капли, что все же проходят, тут же испаряются. Впоследствии выяснилось, что у такого костра есть специальное название – нОдья. Он хорошо известен таежникам, рыбакам и охотникам.

И вот я подумал, что неугасимый огонь на жертвеннике Храма это и есть нодья. Я поделился своими соображениями со знакомым религиозным евреем, Услышав мой рассказ, он тут же мне поведал, что в утренней молитве «шахарит», в том месте, где описывается порядок ухода за жертвенником, упоминаются именно два бревна – гзирей эцим. Упоминаются ежедневно, только вот смысла этого никто не понимает.

Как известно, после разрушения Храма ежедневная жертва была заменена молитвой. Рассказ о порядке жертвоприношения стал частью этой молитвы. Но со временем способ поддержания неугасающего огня был забыт. Осталось лишь упоминание о двух бревнах, которые в русском переводе превратились в два полена, что имеет уже совсем иной смысл.

Толкуя понятие неугасающего, вечного огня наши религиозные мудрецы почти сразу переходят на его символический смысл: “Огонь постоянный будет гореть на жертвеннике” – “постоянный” – даже в субботу, “постоянный” – даже в нечистоте. Духовный смысл – в огне жертвенника в сердце каждого из Израиля (Глава цав).

А откуда он вообще взялся, этот огонь?
Когда по выходе из Египта евреи соорудили свой переносной храм – Скинию, им понадобилось зажечь на жертвеннике огонь. Семь дней подряд зажигали они жертвенный огонь, и он гас. Лишь на восьмой день в присутствии всего народа с неба сошел Божественный огонь, от которого занялись дрова, и уже этот огонь восьмого дня оказался неугасимым.


Конструкция Скинии Фото с сайта https://bit.ly/2KZseJ2

Кстати сказать, христианский Благодатный огонь, ежегодно являющийся в Храме Гроба Господня, согласно выкладкам многих православных богословов, имеет то же происхождение, что и огонь восьмого дня, вспыхнувший перед Скинией.

Tags: Благодатный огонь, Иерусалим, Скиния завета, Храм
Subscribe

  • Царский камень МЕЛЕКЕ

    Стена Плача С древних времен все строительство в нашей столице – поднебесном Иерусалиме – производилось из известняка. Именно из него состоят горы…

  • Зачарованная Галилея (ч.11) Темплеры

    Колония темплеров в Хайфе. Конец 19 в. 30 октября 1868 г. в гавань Хайфы, расположенную у подножия горы Кармель, прибыли немцы-протестанты, главы…

  • "Великие стихи распустятся однажды"…

    Удивительно, как с годами ощущаешь, что все в этом мире развивается по спирали. Что ты узнаешь о событиях и людях, о которых когда-то мельком…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments