vlad_yulia (vlad_yulia) wrote,
vlad_yulia
vlad_yulia

Category:

Храм света и храм ночи

0 БАРЛУЦЦИ
Антонио Барлуцци. Википедия

"Религиозное искусство, как искусство чистой идеи, чуждое утилитаризма, должно быть свободным в своих проявлениях. Оно должно подчиняться только религиозной идее и не терпит рабского стеснения в формах". (А. В. Щусев)

Сколько уже писано о Барлуцци и его неповторимых произведениях!
Однако у меня возникло желание написать еще одну статью об этом великом архитекторе после прочтения доклада А.В. Щусева «Мысли о свободе творчества в религиозной архитектуре» С-П 1905г. http://www.pemptousia.ru/2011/10/mysli-o-svobode/. И именно о концептуальном характере его творчества.

Архитектура создает среду обитания человека и обязана соответствовать множеству параметров: времени, стране, традициям, истории, конкретному местоположению сооружения, окружающей территории. Можно также упомянуть и такие «прозаические» вещи как вкусы заказчика, ограниченность бюджета – всегда! И многое, многое другое, что и перечислять-то скучно. Архитектор должен выдерживать эту ежедневную борьбу со всеми факторами, но и не терять из виду главного. В архитектуре, особенно церковной, должна присутствовать идея.

Так сложилось, что Барлуцци начал одновременно руководить осуществлением двух своих проектов: церкви Преображения на горе Фавор и церкви в Гефсиманском саду в Иерусалиме. И создал Храм Света и Храм Ночи.
И это не случайно. Он как бы еще раз утверждает один из основных догматов христианства – догмат о двойственной природе Спасителя.
Одновременное присутствие в Нем Божественного и человеческого начал.
https://vlad-yulia.livejournal.com/2013/08/10/
1 тавор311
Церковь Преображения на горе Фавор. Мозаика над алтарем.

2 Гефсимань нутрь
Церковь в Гефсиманском саду, иерусалим. Мозаика над алтарем.

Преображение – первое проявление Его Божественной сущности. Моление о Чаше в Гефсимани – плач страдающего Человека.
В церкви Преображения на горе Фавор Барлуцци еще привязан к архитектурной византийской традиции. Но его проект при этом пронизан главной идеей события здесь произошедшего, идеей ВСЕПРОНИКАЮЩЕГО БОЖЕСТВЕННОГО СВЕТА. Вознесенный на 600 м купол горы Фавор, и на вершине его продолжающий этот взлет храм – стройная белокаменная трехнефовая базилика. Здание залито солнцем и само как бы излучает свет. По гениальной задумке Архитектора этот свет должен был пронизывать кровлю из тонких пластин лучшего белого итальянского мрамора и заполнять храм изнутри. К сожалению, белый мрамор потрескался, и крышу пришлось перекрыть глухими листами меди. Когда я внутри этой церкви - изнутри тоже ослепительно белой - воображаю этот свет, мне его реально недостает. Я думаю об ослепительном таланте Архитектора, сожалею, что не довелось увидеть все первозданное великолепие этого храма.

3 храм тавор 1
Церковь Преображения на горе Фавор.

4 тавор потолок1
Церковь Преображения на горе Фавор. Мраморная кровля, вид изнутри.

Параллельно Барлуцци работает над осуществлением проекта церкви в Гефсиманском саду. Место он не выбирал, оно было известно веками. Но вот внешний вид храма опять в точности соответствует его местоположению в низине, на фоне Масличной горы. И в этом проекте он уже вырывается из всех канонов и традиций классики. И все это - ради воплощения главной идеи храма: скорбная ночная Последняя Молитва. Он создает Храм Ночи. Заходишь вовнутрь - ощущение проникновения в другой мир, как в Зазеркалье. Сколько бы ни было там народу – состояние медитации. Колонны уходят вверх, в полутьму, на них опираются мерцающие покрытые звездами купола. Гигантские окна закрыты мраморными решетками, заполненными малопрозрачным лиловым стеклом. Все это создает полное ощущение ночи – мерцание, тишина, слабое освещение в чуть дымном пространстве.

5 ц агонии снаружи
Церковь в Гефсиманском саду. Вид из Кедронской долины.

6 ц агонии внутри
Церковь в Гефсиманском саду. Внутри всегда ночь.

Колонны и купола - так строят мечети (например, Мескита в Кордове). Но к куполам только Барлуцци мог приделать почти классический фронтон, причем это смотрится абсолютно гармонично. «Почти» потому, что вертикаль фронтона плавно загибается к верхнему краю, таким образом, что изображение Отца Небесного оказывается НАД зрителем. И все это вместе - абсолютный блеск и гармония при нарушении всех канонов классики.

Барлуцци удивительнейшим образом оказался свободен в своем религиозном архитектурном творчестве. Находясь в любой из построенных им на Святой земле церквей, мы в первую очередь ощущаем идею, лежащую в основе ее создания. Это и есть неповторимый стиль Мастера.

Сайт экскурсоводов Влада и Юли Познянских : http://www.bestisratour.com/
Tags: Барлуцци, Гефсимань, Иерусалим, Масличная гора, Преображение, Фавор
Subscribe

  • Царский камень МЕЛЕКЕ

    Стена Плача С древних времен все строительство в нашей столице – поднебесном Иерусалиме – производилось из известняка. Именно из него состоят горы…

  • Зачарованная Галилея (ч.11) Темплеры

    Колония темплеров в Хайфе. Конец 19 в. 30 октября 1868 г. в гавань Хайфы, расположенную у подножия горы Кармель, прибыли немцы-протестанты, главы…

  • "Великие стихи распустятся однажды"…

    Удивительно, как с годами ощущаешь, что все в этом мире развивается по спирали. Что ты узнаешь о событиях и людях, о которых когда-то мельком…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments